Ян Ярмощук (yarmoshuk) wrote,
Ян Ярмощук
yarmoshuk

лофт-проект ПЛАЦДАРМ v.2.0.1.0/Мобилизация

Иван Ярмощук. лофт-проект ПЛАЦДАРМ. Зачем? И кому это нужно.
Январь 2011

Долго размышлял по поводу ПЛАЦДАРМа, но как всегда нужен хороший толчок, чтобы просто сесть и написать статью. Проще всего сделать это в режиме вопрос-ответ. Вопросы мне задавали Эри и Йелл из журнала единомышленников

1. Что такое проект «Плацдарм»?
Чтобы не объяснять сухим языком пресс-релизов, объясню просто. Для этого нужно будет всего лишь привести определение, которое собственно и стало формировать стержень проекта.
«Плацдарм — площадка для сбора, используемая при подготовке в качестве базы для сосредоточения и развёртывания сил, может иметь стратегическое или оперативное значение»
И этот военный термин очень точно передает суть объединения творческих людей. Действительно нам нужна была площадка именно для сосредоточения и развертывания сил. И опять же решение тактических задач привело к стратегическому пониманию направления движения. ПЛАЦДАРМ - это, прежде всего, связь людей ради идеи.

1 на мой взгляд эта фотография передает наше движение вперед и преодоление собственного страха упасть.


2




2. Как пришла идея создания этого проекта? Кто организаторы проекта?
Идея пришла как все в этом мире. Она витала в воздухе )) даже могу сказать точную дату – это было 26 сентября 2009 года. Мы сидели в кафе и обсуждали, где же можно сделать выставку. Я хотел сделать персональную выставку с необычной подачей, потому что опыт подсказывал, что люди не ходят сейчас в музеи. А делать выставку только для друзей и знакомых – это слишком скучно и просто.
Родилась мысль сделать выставку в промышленном помещении. И случилось нечто невероятное — в этот же вечер мне предложили площади. Через 2 дня уже было дано добро на использование одного из цехов на хлопчатобумажном комбинате. Вот такой блицкриг. Может быть, поэтому дальнейшее развитие было в «военном» ключе. Название и концепция вырабатывались уже в процессе, так же в процессе начали присоединяться мои друзья и новые люди.
У проекта есть «костяк», «хребет» можно сказать. Это небольшая группа единомышленников, которая сформировалась уже во время реализации первого мероприятия. А также есть много наших соратников, которые помогают в отдельных направлениях.

3. Как давно проект существует?
Получается что 1,5 года. Вот сейчас сказал это и сам не поверил. Всего 1,5 года! А, кажется, что прошла целая жизнь, настолько она насыщена событиями и новыми людьми.

3


4. Какая цель проекта, в том числе именно для Чебоксар?
Можно говорить опять же фразами официальных документов, но скажу проще. Мы хотим объединения творческих людей и создание возможности для общения. И очень важно, что мы независимы от традиционных институций сферы культуры. Это очень помогает, потому что мы не в позиции «окультуривания извне», а в позиции друзей-товарищей.

4


5. Кто участники проекта?
Участниками могли стать все желающие, у нас не было жестких условий. В 2010 году, правда, был отбор проектов, который был представлен на локации АТС-42. А в цеху, наоборот, возможность выставиться получили все желающие. Это сыграло с нами злую шутку — некоторые говорили, что ожидали переворот сознания, а им показали местечковый уровень. Но, во-первых, мы анонсировали «срез текущей ситуации». А во-вторых, хочется добавить, что даже столичные выставки мировых звезд не всегда могут «перевернуть». Интернет сделал свое дело – теперь информация доступна всем, и поэтому нельзя говорить, что зритель не подготовлен. Скорее, не погружен в эту тему.
При этом мы сразу определили формат мероприятия: на одной площадке выставляются и начинающие художники-фотографы, и мастера, добившиеся успеха и признания в своей среде. Никаких призов и конкурсов мы не устраиваем, т.е. дополнительного искусственного стимулирования и борьбы внутри сообщества мы не делаем. Поэтому на проекте соседствуют и Алексей Орлов, сотрудничающий с Московским домом фотографии и, например, Александр Щегольков, только начинающий путь в этом направлении. Главное – сразу видно стремления людей.

5


Показательно, что второй год с нами сотрудничает Сергей Чиликов, имеющий громадный опыт зарубежных выставок. Его, кстати, за рубежом знают больше, чем у нас. А ведь он живет в соседней Йошкар-Оле! Хорошую серию представила Ольга Холявина, опять же из Йошкар-Олы, которая преподнесла очень, казалось бы, тривиальную тему кошек настолько живо и драматично, что ее отмечали многие.

Георгий Исаев, ставший неожиданно «лицом ПЛАДЦАРМа», представил интересную, сильную по содержанию и неординарную по подаче серию автопортретов. Особенно вызывает уважение методичность в реализации автора поставленной перед самим собой задачи.

6


Представил свой взгляд молодой фотограф из Голландии Dirk Van Den Heuvel, причем он сделал две экспозиции. Одна показывала его жизнь дома, а другая содержала его впечатления о России.

7


Проект не ограничивался только фотографами, было несколько интересных инсталляций, на открытии цеха были перформансы и театральные миниатюры. Большим событием стал фэшн-показ сразу 4-х коллекций от самых сильных коллективов.

8


Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про музыкальное сопровождение. Цех — достаточно благодатная почва для экспериментов, и если кто-то содрогается даже при мысли о сложной акустике этих пространств, то у нас, наоборот, это вызывало прилив энтузиазма. Потрясающе звучал камерный симфонический оркестр. Это был такой красивый ход на контрасте, смокинги и белые рубашки великолепно смотрелись в окружении обшарпанных бетонных стен.

8


За диджейским пультом шаманил визионер фьюче-музыки Михаил Груздев, который мастерски использовал акустику помещения. На мой взгляд, это было самое органичное сочетание.
«Взорвали мозг» публике гости из Москвы – Алексей Борисов и Ольга Носова, ветераны электронной сцены, которые сейчас больше гастролируют за пределами России, но все же смогли встроить в свой плотный график и наше событие.

9


6. Как люди узнают о Вашем проекте?
Первоначально все узнавали посредством «сарафанного радио», я рассказал друзьям, они своим друзьям, и так далее. Это потом уже подключились и СМИ, и реклама по радио, афиши. Неоценимой коммуникационной площадкой стал, конечно, интернет. За последние годы процесс подготовки мероприятий очень изменился. Очень большая часть обмена информацией происходит посредством интернета, и это значительно помогает. Во многом благодаря этому первый ПЛАЦДАРМ был сделан в рекордные сроки. От того самого дня 26 сентября до открытия 4 декабря прошло всего чуть больше 2-х месяцев.

10


11


7. Много ли людей приходит? Кто приходит? Платный ли вход?
«Много» - категория относительная. В нашем городе, где на выставки в музеи ходит настолько малое количество людей, что больно смотреть на авторов, можно сказать - пришло огромное количество людей. Действительно, 1500 посетителей это весомо.
Как я говорил, приходит активная часть населения, которая благодаря интернету «в теме» и жаждет новых культурных событий, нового формата.
Вход да, платный. Это тоже, на мой взгляд, показательный момент. Вообще считается стандартом бесплатный вход на вернисажи, закрепился некий стереотип, что творчество художника или фотографа не так уж и важно, и нужно так и быть, снизойти до посещения, «уважить» присутствием. В итоге распространенный сценарий — приходят потусоваться на открытие выставки небольшое количество людей, а потом месяц в залах тишина. А мы осознанно шли на такой шаг. Было заявлено сразу – выставка 3 дня, потом даже в цех не попадешь. И это сработало. Люди понимали, что если не сегодня, то завтра уже будет поздно. И очереди у входа были показателем.

12 Екатерина Чернышева


8. Чем Вы ещё занимаетесь, кроме проекта «Плацдарм»? Расскажите о своей деятельности.
Вообще я свободный художник. Я думаю, это лучше всего характеризует род моих занятий. У меня есть небольшая организация имени меня, она так и называется «творческая мастерская Ивана Ярмощука». Мы делаем интересные проекты, в том числе и коммерческие. Выпустили ряд альбомов и книг, верстаем каталоги, фотографируем. Сейчас очень плотно работаем над развитием площадки «Узел связи HUBspace», которая явилась логичным продолжением ПЛАЦДАРМа

13 Андрей Лазарев. Йошкар-Ола


9. Какие, с вашей точки зрения, есть интересные места в г. Чебоксары?
Несомненное достоинство города – то, что он на берегу Волги. Живя здесь, привыкаешь, конечно, к этому, забываешь. Например, в нашем городе есть горизонт. Это прекрасно. Я люблю просто выходить на лед и ходить по этим просторам. К тому же сразу за Волгой начинаются огромные пространства леса. Вот так парадоксально я рассказываю про места в городе, которые собственно к городу не относятся.

14


10. Вы бы хотели жить в другом городе? Если да - в каком?
Меня часто посещают мысли о других местах. Причем как о жизни в больших мегаполисах, так и о неспешном бытие в глуши. Но большинство этих мыслей я реализовываю в путешествиях. Периодически наведываюсь в большие города для ощущения ритма. И люблю погружение в себя во время поездок в горы.

15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36 fotomm Илья Степанов


37


38 Александр Демьянов


39 Саша SWAMP



11. Зачем вам все это надо?
Это очень часто задаваемый вопрос. И задаваемый мной себе тоже )) и ответ приходит сам собой – нужно просто делать то, без чего жизнь кажется скучной и неинтересной. В процессе подготовки и проведения этих мероприятий словно проживаешь целую жизнь.
Tags: Чебоксары, выставка, лофт-проект ПЛАЦДАРМ, репортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments